В столичном парке «Красная пресня» запустили прокат электроколясок.
Ежедневно с 13:00 до 18:00 к машинкам и велосипедам рядом с парковым пунктом проката добавляется два кресла на колёсах и с джойстиками. Покататься на них можно бесплатно, но только в сопровождении волонтёров фонда «Хрупкие люди», помогающего детям и взрослым с врождённой хрупкостью костей.
По словам руководителя необычного проката Гузель Гильмутдиновой, у него две цели. Одна – дать возможность погулять по парку на удобной коляске людям, которые пользуются обычными инвалидными креслами:
– За три дня на колясках прокатилось несколько человек с инвалидностью. Им очень понравилось, потому что они ездят на обычных колясках, где нужно прилагать усилия, а в этой ты просто сидишь и управляешь ею с помощью джойстика.
Другая цель – посадить в современные, удобные кресла здоровых детей и взрослых, чтобы подарить им новое впечатление и познакомить с хрустальными, как их ещё называют, людьми.
– Не для обратной связи о коляске, а чтобы сделать общество более толерантным, – добавляет Гузель.
Из двух колясок я выбираю ту, что побольше. Я подумала, она для тех, кто покрупнее, но она просто покруче: джойстик управления более чувствительный.
В этом инвалидном кресле оказалось удобнее, чем в моём рабочем. Так разбился мой личный стереотип про людей в инвалидных креслах: я думала, что им не очень комфортно всё время сидеть, а оказалось, что коляска может быть весьма эргономичной.
На подлокотнике под правой рукой пальцем нажимаю на кнопку, чтобы выбрать скорость. Третья из пяти соответствует спокойному шагу. На ней в сопровождении Гузель отправляюсь делать общество толерантнее.
– Здравствуйте! Хотите ли попробовать прокатиться на электроколяске?
– Нет, я не готова, – качает головой девушка лет двадцати. – Есть опасение, что, сев в инвалидную коляску просто для развлечения, можно оказаться в ней всерьёз.
Посетительница постарше вовсе не видит в этом смысла.
– Ну зачем? Я против.
Детям же смысл не важен. Некоторые каждый день приходят, чтобы «покататься», и совсем не против заново послушать рассказы волонтёров о жизни людей, которые не могут передвигаться без коляски.
В моё кресло пересаживается пятилетний Максим – тихий мальчик в очках и кепке. По словам мамы, ребёнок уже два года обращает внимание на колясочников:
– Спрашивает: «Почему они катаются? Ты говоришь, я взрослый, мне уже нельзя на коляске, а им можно». Он думает, они развлекаются. Я ему объясняю. Максим воспринимает хорошо, с учётом того, что к нему из-за очков дети тоже с вопросами подходят. И я рассказываю и им, и ему. В садике проблем стало меньше.
На это и направлен проект по аренде электроколясок в парке: чтобы к людям в инвалидных креслах было меньше неудобных вопросов, чтобы их не чурались, а относились к ним с пониманием.
90% людей с инвалидностью в Москве никогда не катались на электроколяске, по данным фонда «Хрупкие люди».
Гузель Гильмутдинова, сотрудница фонда «Хрупкие люди»