Сдавать квартиру людям с ограниченными возможностями арендодатели не спешат. Но есть и удачные примеры: москвичка Алена подписала договор аренды с благотворительным фондом, а недавно продлила его еще на год и делится опытом.
Алена уже второй год сдает квартиру молодым ребятам с несовершенным остеогенезом (болезнь «хрустального человека», которая характеризуется повышенной ломкостью костей. — Прим. ред.). Договор аренды она подписала с фондом, у которого есть молодые взрослые подопечные, которые способны жить самостоятельно, — это сопровождаемое проживание.
«Они же не будут убираться»
У Алены есть ключи, но она предпочитает подождать, пока кто-то из жильцов откроет сам. «Не люблю отпирать дверь сданной квартиры своим ключом: невежливо как-то», — поясняет девушка. Зато уже в коридоре она по-хозяйски осматривает покосившуюся обувницу и записывает себе в телефон: поменять на открытую, без дверок.
Когда-то в двухкомнатной квартире, называемой на советский лад малосемейкой, Алена жила с мамой и сестрой. Заветные 52 кв. м достались им от завода, на котором трудилась мама. Центр Москвы, рядом метро, школа, детский сад — в то время казалось, что если это и не предел мечтаний, то близко к идеалу. Затем завод обанкротился, мамы не стало, старшая сестра вышла замуж и уехала во Владивосток, да и сама Алена построила собственную семью и перебралась к мужу. Недвижимость было решено сдавать.
«Выставили на Циан за 60 тыс. в месяц — это уже со всеми коммунальными платежами, — отмечает Алена. — В первые же дни поток просмотров был расписан буквально поминутно, в претендентах дефицита не было. Впрочем, и строгих требований мы тоже не выдвигали».
Спустя несколько дней Алене поступил не совсем обычный звонок. Звонившая представилась куратором благотворительного фонда «Хрупкие люди» и попросила посмотреть квартиру для ребят с ограниченными возможностями.
Она рассказала, что фонд реализует проект «Стать взрослым», чтобы создать своим подопечным условия для развития социальных и бытовых навыков, получения профессии и становления во взрослой жизни.
«Сестра сразу запротестовала, а мне даже интересно стало, что из этого выйдет. — вспоминает Алена. — Я сама риэлтор, помогаю людям найти квартиру. Но за годы практики с таким столкнулась впервые».
Вопросов у девушки было много — от банальных бытовых (как же они будут убираться?) до денежных (каковы гарантии оплаты, кто отвечает за молодых людей?). Все страхи и сомнения на личной встрече с Аленой развеяла директор фонда Елена Мещерякова.
«Мы разобрали всё по полочкам. Ребята не одни — у них есть куратор, который присматривает за ними. У каждого из жильцов своя цель — кто-то приехал учиться, кто-то — работать. Поэтому праздной жизни не предполагается. А главное — оплата за квартиру официальная и проходит через благотворительный фонд «Хрупкие люди». Мы заключили договор на год — за всё это время не было ни одной задержки».
АЛЕНА ОФОРМИЛА САМОЗАНЯТОСТЬ И ОТЧИСЛЯЕТ НАЛОГИ С ПРИБЫЛИ: С 62 ТЫС. ЭТО 3,6 ТЫС. РУБЛЕЙ. ДЕВУШКА СЧИТАЕТ, ЧТО ЭТО НЕБОЛЬШАЯ СУММА ЗА ГАРАНТИЮ ТОГО, ЧТО КВАРТИРА В НАДЕЖНЫХ РУКАХ.
«Чувствуешь себя человеком»
18-летний Данила, жилец «взрослой» квартиры, приехал в Москву из Саратовской области сразу после окончания школы. За последние несколько месяцев парень не только исколесил на своей коляске половину Москвы, но и при поддержке специалистов фонда устроился на работу в один из крупнейших интернет-сервисов по продаже одежды и бытовых товаров. Теперь фонд помогает ему выстраивать взаимоотношения в команде. Амбиции и упорство молодого человека позволили ему претендовать на одну из востребованных позиций — backend-разработчика.
Впрочем, самостоятельная жизнь поставила перед Данилой и бытовые вопросы. Стирка и глажка белья, уборка, готовка — раньше парень о бытовых проблемах только догадывался, зато теперь самостоятельно (ну или почти самостоятельно) заботится о себе.
«С повседневными делами мы управляемся сами. Очень помогают в этом стиральная машинка, посудомойка, микроволновка. А вот для более тщательной уборки мы приглашаем клининговую службу. Скидываемся собственными деньгами и зовем», — уточняет Данила.
Большие изменения начинаются с маленьких шагов
Пандус, грузовой лифт и отсутствие порогов в квартире — вот основные требования к жилью, в котором молодые люди с несовершенным остеогенезом будут учиться самостоятельности. Быть «хрупким», старше 18 лет и иметь четкую цель — вот основные требования, чтобы «Стать взрослым».
Проекту уже почти два года. За это время из съемной квартиры уже выпустились двое ребят и сейчас готовятся еще трое: Настя, Данила и Костя.
«Очень часто под благотворительностью и помощью подразумевается спасение жизни, оплата медицинских услуг, — комментирует руководитель благотворительного фонда «Хрупкие люди» Елена Мещерякова. — А вот о социальной реабилитации многие забывают, хотя это не менее важная и значимая часть жизни людей с несовершенным остеогенезом. Поэтому проект так же жизненно необходим, как и медицинская помощь».
Оплата проживания идет за счет пожертвований. Во время весенней пандемии финансовые возможности фонда сократились — Алена отнеслась к этому с пониманием, снизила оплату на несколько месяцев. Но это, пожалуй, был единственный раз, когда девушке пришлось обсуждать денежный аспект, ведь в остальное время «Хрупкие люди» исправно выполняют свои обязательства.
«Не считаю, что делаю что-то особенное, — говорит Алена. — Мы живем в мегаполисе — нам всем требуется доброта. Если я таким вот способом могу быть полезной — это же замечательно! Сейчас своих клиентов все чаще спрашиваю, готовы ли они сдавать жилье маломобильным людям. Были случаи, что люди прислушивались, меняли свое мнение. Думаю, такими вот малыми шагами реально изменить отношение всего общества».