Рассказывая о нашем проекте «Служба мобильной реабилитации», мы не раз упоминали о том, что «хрупким» детям помогают стать крепче физические терапевты и эрготерапевты. О работе физических терапевтов мы уже говорили. Но что за специалист такой — эрготерапевт — и чем он может быть полезен «хрупким»? Об этом читайте в этой статье. Подготовить материал нам помогли практикующие эрготерапевты «Службы мобильной реабилитации» — Елена Шошина и Алия Валянская.
Кто такой эрготерапевт?
Это специалист, помогающий детям с особенностями здоровья активно выполнять повседневные дела — например, обслуживать себя (одеваться, мыться, ходить в туалет), участвовать в продуктивной деятельности — играть, учиться, а также проводить досуг (например, осваивать хобби) и таким образом достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия старается предотвратить ухудшение физического состояния и снижение активности.
Основные направления деятельности эрготерапевта
Помощь в осуществлении повседневных задач. Дети с особенностями здоровья испытывают проблемы с реализацией своих возможностей в самообслуживании. Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для ребёнка видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей и анализа факторов, которые помогают или мешают эффективно что-то делать (включая особенности окружающей среды и физического состояния ребёнка). Затем специалист совместно с ребёнком и его близкими намечают конкретные цели вмешательства. Для этого в арсенале эрготерапевта есть самые разные методы — организация среды, модификация алгоритма выполнения задачи, тренировка функций тела, подбор и использование специальных приспособлений.
Подбор технических средств реабилитации (ТСР). Эрготерапевт оценивает возможности и потребности ребёнка и помогает подобрать техническое средство реабилитации — например, коляску активного типа для прогулок, вертикализатор для укрепления костей и подготовки к ходьбе, ходунки. Также эрготерапевт помогает настроить или адаптировать уже имеющееся оборудование, а ещё — разобраться в нюансах оформления ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации) и получения ТСР от государства.
Подбор игровой деятельности. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игровая. Через игру дети познают мир, осваивают многие важные навыки и развивают свой ум. В силу разных причин игровая деятельность у ребёнка может быть не сформирована или затруднена — например, когда на первый план выходит реабилитация и играть ребёнку некогда или когда меняется привычный уклад жизни в силу разных причин и играть привычным способом не представляется возможным. Правильно подобранные игры также помогают мотивировать ребёнка тренироваться.
Обучение техникам перемещения. Если в семье есть человек, который постоянно нуждается в помощи при перемещении, то люди, которые помогают ему в быту, подвержены риску повредить спину. Эрготерапевт помогает научиться соблюдать правильную технику перемещения, чтобы ухаживающие могли избежать травм. Также он учит самого ребёнка по максимуму использовать возможности тела для перемещения либо с чьей-то помощью, либо полностью самостоятельно, либо с использованием специального оборудования.
Подробнее о том, как эрготерапевты помогают «хрупким» детям и их родителям, можно узнать из записей полезных вебинаров, которые провели специалисты «Службы мобильной реабилитации»:
Статьи о здоровье костей и суставов вам интересны, и вы хотели бы всегда быть в курсе новостей? Подписывайтесь на рассылку здесь и каждый месяц получайте письмо с полезной информацией.
Подписывайтесь на наш Instagram и группы ВКонтакте и на Facebook. Узнавайте ещё больше о несовершенном остеогенезе и о жизни фонда «Хрупкие люди» каждый день!
Наши письма вам интересны, и вы хотели бы поделиться рассылкой? Отправьте ссылку на форму, где можно оставить свою электронную почту, всем, кому это может быть полезно!
Будьте крепче!
Ваши «хрупкие».