Одна из особенностей лагеря – общение разновозрастных детей, которые были в подобных лагерях неодинаковое количество раз.
Изначально все дети были распределены по «факультетам», где они знакомились друг с другом, своими наставниками и волонтерами. Это была формирующаяся малая группа, в которой осуществлялись свои правила, она была мотивирована на тесное сотрудничество для достижения лучших результатов в соревновательных заданиях, была константа по составу на протяжении всех дней пребывания детей в лагере. Здесь важно отметить выбор старост: это были уже взрослые ребята, которые ответственно подходили к своим обязанностям. Они были ответственны не только за внутригрупповое взаимодействие и регулировку возникающих конфликтов (например), но также и за младших ребят в целом (на уровне команды), за помощь друг другу, за организаторские моменты. Это колоссально влияет на формирование у них чувства ответственности, необходимого во взрослой и самостоятельной жизни. Часто ребята привыкают, что им всегда и при любых обстоятельствах кто-то поможет, и за их действия будут в ответе не только они сами, но и другие. Хочется отметить, что в лагере на ежедневных вечерних собраниях старост дети обсуждали и анализировали прошедший день, делая очень точные выводы касательно поведения других ребят, организации мероприятий, успешности своей деятельности, также они удачно находили пути решения проблем, если таковые имелись, то есть, они реально прорабатывали свои обязанности. Данные умения необходимы для формирования у ребят в будущем адаптивного поведения в рабочем коллективе. Важно отметить, что ребята на этих собраниях всегда были терпеливы, учтивы, вежливы, уважительны к старостам других факультетов.
Наиболее показательными были занятия на мастер-классах. Каждый новый день, иногда половина дня, формировалась новая малая группа (на занятия приходили дети из разных факультетов). Из этого следует, что ребятам на каждом новой мастер-классе необходимо было коммуницировать друг с другом, с новыми людьми, для выполнения общей деятельности, которая также была новой каждый раз, то есть они были связаны общей целью, становились командой. На некоторых мастер-классах ребята выполняли определенные закрепленные роли (например, на мастер-классе «Дом моды», девочки распределились по выполняемой должности, выбрали, кто из них будет дизайнером, кто швеей, кто журналистом, кто фотографом, и тд.), таким образом, занятие было выстроено именно на взаимодействие между детьми. Следовательно, мастер-класс – это не просто профориентационное занятие, включающее в себя только познавательный аспект, но это также способ организации небольшого коллектива, каждому члену которого характерны свои личностные особенности. Они, проявляясь в ходе совместной деятельности, непосредственно влияют на других участников, на их личностную сферу. Каждый участник мастер-класса, работая в коллективе, учился находить общий язык с другими ребятами, принимая во внимание его личностные черты. Полученное в лагере детьми с НО умение кооперироваться с людьми, учитывая определенные черты его характера, найдет отражение в успешном формировании межличностного взаимодействия, как в профессиональном, так и в бытовом плане.
Начиная со среднего школьного возраста, дети нуждаются в принятии себя сверстниками, им важно получать одобрение и поддержку особенно со стороны друзей, а не родителей или учителей. Это необходимо для социализации подростков в обществе. Таким образом, для детей с НО, которые часто не могут находиться в кругу сверстников в силу различных обстоятельств, лагерь «Кубок волшебников» – это площадка для осуществления потребностей в общении, свойственных их возрасту. Это возможность найти друзей, поделиться навыками, сравнить себя с другими. Ребенок может осознать, что он не одинок, и вообще понять и определить, что он может, знает, умеет. Общаясь с другими, ребенок может выяснить для себя, на каком он личностном уровне развития, а также наметить цели и задачи, которые у него могут появиться при обмене жизненным опытом с другими ребятами из лагеря. Это еще одно преимущество лагеря: расширение границ понимания своих возможностей, личностный рост, развитие уверенности в себе или же, наоборот, выявление, по мнению самого ребенка, недостатков, характеризующих его как индивидуальность. Принимая во внимание то, насколько уникален каждый ребенок с НО, посещение ими такого рода лагеря будет развивать их всесторонне, дети могут наполнять друг друга идеями, мыслями, чувствами, от чего они будут становиться полноценными, развитыми и гармоничными личностями.
Очень показательно и информативно наблюдение за детско-родительскими отношениями в дни лагеря, а также то, как наставники стараются повлиять на эти отношения.
Одна из задач лагеря – формирование самостоятельности у детей, которой они часто в различной степени лишены вне лагеря, часто из-за гиперопеки со стороны взрослых. Родителям (скорее тем, кто приехал впервые) было психологически трудно оставить своего ребенка на весь день без своей опеки. Их очень беспокоило то, как их ребенок самостоятельно во всем справляется, как он взаимодействует с другими, насколько он успешен в выполнении заданий на мастер-классах, какого его поведение в целом. Многие родители отмечали, что их дети стали дистанцироваться от них, что пугало и настораживало. Некоторые родители с трудом преодолевали себя для того, чтобы дать ребенку возможность проявлять свою самостоятельность. Однако, после работы психологов с родителями и по прошествии какого-то времени, а также при поддержки их наставниками каждого факультета, родители начинали чувствовать себя более свободными, у них появлялось время на себя, на свои интересы. В результате, все это приняло двусторонний характер: с одной стороны, дети в условиях проведения занятий приобретали уверенность в себе, выстраивали новые социальные контакты, становились внимательнее к другим ребятам, проявляли эмпатию к ним, под общей тенденцией дистанцирования от родителей (ребятам больше хотелось общаться друг с другом) учились действовать самостоятельно, проявляя решительность; с другой стороны – родители учились отпускать своих детей, проявляя доверие к ним, наставникам, волонтерам, обеспечивая возможность действовать по усмотрению самих детей. Подводя итог, можно отметить, что родители оценили необходимость приобретения детьми некой автономности в поведении, так как она оказала позитивное влияние на психологическое состояние родителей.
В результате наблюдений за жизнью всех участников лагеря, можно наметить несколько направлений отношений:
- ребята с другими ребятами;
- ребята с наставниками и волонтерами;
- ребята со своими родителями;
- и как отдельная подгруппа – родители со своими детьми.
В каждом векторе отношений существует своя специфика, которая активно прорабатывалась. В первом случае – это просто общение и адаптация друг к другу в условиях общей деятельности (мастер-класса, например). Во втором случае – это грамотная и детальная работа наставников с детьми, а также чуткое отношение волонтеров к ребятам. В третьем случае – это возможность детей оценить себя на фоне остальных сверстников и под этим ракурсом по-новому посмотреть на свои отношения с родителями. В четвертом случае – это анализирование родителями возможностей своих детей, принятие определенной стратегии поведения, которая направлена на формирование самостоятельности у ребят.
Проработка и осуществление в лагере каждого уровня взаимоотношений осуществляет комплексную помощь и поддержку, как детям, так и их родителям. Важно, что именно в лагере отдельные семьи (пары «родитель-ребенок») выявили для себя ключевые внутрисемейные моменты взаимодействия, которые оказывают благотворное влияние на формирование личности ребенка и на психологическое состояние самих родителей.