Что такое гуманизм и человечность сегодня, и насколько важны эти ценности в новой реальности? О современном мире и гуманности в нем рассуждает Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Откуда взялся гуманизм?
Древние иудеи основой принципа справедливости видели принцип «око за око», и идея о ценности каждой человеческой жизни насмешила бы любого нашего предка, окажись мы тысячу лет назад в любой точке земного шара и попробуй продвинуть эту мысль. И сегодня для многих наших современников в разных точках мира идея о ценности человеческой жизни и гуманизме далеко не так очевидна.
Само слово «гуманизм» происходит от латинского «homo» – человек. Идея человечности, человекоцентричности развивалась в эпоху Возрождения в пику богоцентричности средневековой философии. Человек, поставленный в центр вселенной, стал не средством, а целью, не игрушкой в руках Бога, а личностью, наделенной внутренней творческой силой и стремлением к свободе и саморазвитию. Гуманизм заложил основу восприятия человека, как самоценного индивида, обладающего естественными правами и стремлением к развитию.
Эти идеи возникли не вдруг и стоят на столпах предыдущего развития мысли. Это и античная, греческая философия, заново открытая в позднем Средневековье, и мысли древнегреческого софиста Протагора о том, что человек – есть мера всего сущего, и Римское право с идеей божественных, естественных прав человека, а также концепция христианского мира, где любой человек достоин спасения, так как он Богом любим и избран. Христианство, где нет «ни эллина ни иудея», замешанное на Римском праве и греческой мысли, стало основой и для современной концепции прав человека, которую я бы назвала реализацией принципа гуманизма в реальной политике.
Гуманизм – это путь, по которому мы идем с большими сложностями. Рассказывающая о естественных, неотъемлемых правах концепция Римского права, особенно не включала в себя ни женщин, ни детей, ни рабов. По аналогии с иерархией богов и людей основным носителем этих прав был мужчина, отец семейства, принимавший любые решения в отношении членов семьи и рабов. Также как и христианская идеология, в которой каждый человек вроде как исключительно Божий раб, спокойно сосуществовала с многолетним институтом рабства, крепостничества и продажей людей. До середины XX века в ряде европейских стран, например, в той же прогрессивной и равноправной сегодня Дании, законодательно женщина не могла устроиться на работу без разрешения мужа или отца. Определенные категории людей всегда «весили» меньше, чем другие, и не могу сказать, что проблема в этом смысле решена. Род человеческий устроен удивительно и сложно: всегда был способен не замечать очевидного и вписывать в красивые гуманистические концепции и дискриминацию, и насилие.
Идея о правах и тех, кто их имеет, постепенно расширялась. Первые декларации и конвенции о правах содержали в основном самые базовые: на жизнь, свободу, неприкосновенность. Сегодня мы смотрим и на социальные, социокультурные, экономические права. Мы думаем о тонких инструментах коммуникации: как общаться, чтобы не обидеть словом, не задеть чувства другого человека и быть толерантным. Мы начинаем заботиться и о том, какую планету мы оставим нашим потомкам. Разработанная концепция устойчивого развития, затрагивающая эту тему, буквально до февраля 2022 года была ключевой в определении стратегии развития западных стран.
Декларации и реальность
Несмотря на многие сложности в реализации концепций и деклараций, соглашусь с американским психолингвистом Стивеном Пинкером, который утверждает, что мы становимся гуманнее с каждым столетием и даже годом. В поле нашего зрения попадает все больше негативных явлений, которые мы отказываемся считать нормальными и справедливыми. Но чаще всего мы замечаем только то, что происходит в странах первого мира. Мы живем во время, когда в Африке последние 50 лет каждый день идет война и свирепствует голод в целом ряде государств, но пишут и говорят об этом редко, а вот военные действия и гуманитарная катастрофа в центре европейского континента затронули весь мир (весь наш мир), не оставив в стороне никого. Потому что наш мир – западноцентричен. И что бы мы ни думали про себя, мы часть этого западного, европоцентричного постхристианского мира, который сконцентрирован на своих проблемах, и в целом не замечает того, как на самом деле живет мир вокруг.
Параллельно с европейскими дискуссиями об устойчивом развитии и недискриминации или необходимости следить за тем, чтобы в каждой компании было представлено равное количество женщин и мужчин в правлении, существует Афганистан, где запрещают женщинам выходить из дома без сопровождающих мужчин и ходить на работу. Еще совсем недавно на нашей территории мы жили в достаточно стабильном мире и благополучии, в то время как в Конго за последние 10 лет больше 5 миллионов человек умерли от последствий голода и войны. И одновременно с дискуссиями в нашей Государственной Думе об увеличении сроков за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, существуют страны, где до сих пор практикуются браки с девочками до 12 лет. Огромное количество людей на Земле живет за чертой бедности: по данным Всемирного банка, перед пандемией, в начале 2020 года, 736 млн человек по всему миру (10% населения планеты) были бедными, их доход составлял менее 1,9 долларов в сутки. В странах третьего мира многие дети начинают работать в 7-8 лет, потому что голодают, они часто становятся жертвами сексуального насилия и рабства. Никакая свобода и достоинство невозможны без базовых экономических, социальных и политических прав. Все еще много стран, где люди выведены из этих прав, часто, это женщины в мусульманских странах.
Сегодня, чтобы обеспечить большую часть прав, нужно огромное усилие мирового сообщества. Подписанные многими странами международные документы, вроде Всеобщей декларации прав человека или Конвенции о правах ребенка, требуют конкретных решений как на уровне государства, в котором нарушаются права, так и на уровне международного сообщества.
Постулаты о правах и достоинстве человека чаще реализуются странами первого мира, часть из которых стали такими странами ровно за счет того, что они в какой-то момент пользовались ресурсами стран второго и третьего мира, иногда задержав возможности их собственного развития.
Сохранить себя в мире турбулентности
Несмотря на все противоречия в современном мире, гуманизм – основа его развития. Именно гуманизм заложил фундамент для общества, в котором у жизни есть ценность, есть идея прав каждого человека и защиты его достоинства. Идея гуманизма дает основу для поиска решения тех сложностей и проблем, через которые сейчас проходит наше общество.
Мир не идеален, однако мы наблюдаем поступательное движение от агрессии и от ограничения разных людей в правах к расширению прав. Например, сегодня женщины в многих странах мира имеют возможность получить образование и работать, чего не могло бы произойти 200-300 лет назад почти ни на одном континенте. В каком-то смысле, мы живем в лучшее время, если смотреть на прошлые века.
Да, конечно, именно в этот момент, когда наша страна начала военную операцию и находится под санкциями, мы чувствуем себя так, словно весь привычный мир вокруг рушится. Мы не всегда знаем, как действовать и не можем пока спрогнозировать, что будет дальше. Сейчас мы находимся в ситуации исторической турбулентности, мы в самолете, который правда падает, но он может снова набрать высоту, или может быть не упадет, а сядет на поле кукурузы, откуда мы сможем выйти к свету.
Конечно, в этой ситуации у нас есть и риски цивилизационных откатов, усиления авторитаризма и имеется много вопросов, которые пока непонятно, как решать.
Однако, в каких бы условиях мы ни оказались, каждый из нас может быть частью той силы, которая позволит удержать и сохранить человечность рядом с собой, протягивая руку помощи, отстаивая право на человеческое достоинство, не вовлекаясь в такую манящую своей простотой и силой эмоцию ненависти и вражды.
Правда, для того, чтобы помогать людям, нужен ресурс, прежде всего надо сохранить себя, свою здоровую психику, и как говорится в инструкции перед полетом, в случае разгерметизации салона самолета – «надеть маску сначала на себя». Просто поставьте себе это главной задачей: сохранить себя здоровым вопреки всему.
Для начала я бы посоветовала ограничить поток входящей информации, цель которой – спровоцировать вас на эмоции, а значит лишить равновесия и критичности мышления. Прислушайтесь к себе, что помогает сохранить баланс, а что лишает опоры и способности спокойно дышать? Первое надо усиливать, а второго – избегать. Слушайте музыку, общайтесь с людьми, которые вас поддерживают и позволяют сохранять себя, читайте хорошую литературу. Например, советую книгу Виктора Франкла «Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере» или прекрасную автобиографию Теодора Шумовского «Свет с Востока». Если вы, несмотря ни на что, не чувствуете себя стабильно, возможно нужна помощь специалиста: психолога или психотерапевта, или медикаментозная поддержка.
Сохраняя себя и помогая другим, тем кто рядом с нами, тем кто нуждается в поддержке, например, беженцам (проектов помощи которым сегодня множество), мы по шагам будем упорно менять мир с позиции гуманизма, а не ненависти, добавляя свой кирпичик к тому, чтобы рано или поздно будущее стало более гуманным, справедливым, равновесным и на самом деле мирным.