Как сохранить свою психологическую устойчивость на работе и дома?
Елена Витчак, профессор практики Московской школы управления Сколково, executive-коуч, в прошлом директор по персоналу
На данный момент многие люди в России проживают как коллективную, так и индивидуальную травму. Я вижу это и по своим студентам, и по коллегам, и по своим детям, и по себе. Количество и сложность негативных факторов таково, каким оно не было за последние 20 лет нашей жизни. Игнорировать кризис и говорить, что ничего не происходит — невозможно, но как с ним справляться и дома и на работе тоже не всегда очевидно. Так что же делать?
Запрос на ясность
Во время кризиса персонал хочет четкости и ясности задач. Для налаживания коммуникации внутри коллектива руководителю нужно дать простые установки и инструкции. В том числе, например, что рабочая повестка доминирует над геополитикой или иными проблемами. А самим сотрудникам не стоит пренебрегать теми возможностями, которые предоставляет им компания для стабилизации обстановки.
При установлении правил важно разобраться с собой и слышать коллег и свою команду, учиться задавать хорошие вопросы в коучинговом стиле. Многие темы, которые сейчас беспокоят сотрудников, часто табуированы в рабочей среде. Сотрудник не может прийти к руководителю и сказать: «Вы знаете, мне так плохо, я даже работать не могу». Человек скорее будет рассказывать о своих чувствах в курилке, делать вид, что трудится, но на самом деле он почти не работает, расфокусирован и делает миллиард ошибок. При этом компенсаторным механизмом для компании может быть информационный канал, куда «сбрасываются» эмоции. Ровно поэтому во многих компаниях появились договора с коучами и психологическими службами, в которые любой сотрудник может обратиться, если есть потребность.
Нужно понимать, что руководителю организации иногда непросто занять менеджерскую позицию, давая четкие указания, и лидерски проявлять себя. Во-первых, лидерам последние 10 лет говорили, что для менеджмента есть специальные люди, а они сами должны вести сотрудников к цели и генерировать идеи, — и они отошли от операционных задач. Во-вторых, им теперь просто не хочется «опускаться» до рутины. Однако именно сейчас сотрудникам от руководителя нужны ясные инструкции, короткие сроки выполнения задач и надежда на то, что за свои усилия они получат бонус. Менеджерские скилы стали снова очень востребованы, особенно на фоне всеобщей операционной утряски.
Скорее всего, пока в рабочей среде мы будем наблюдать сложную развилку между главенством бюрократии и иерархии, культурой контроля и недоверия, культурой силы, а с другой стороны — никуда не денется модель человекоцентричности. Работодатель больше не может не заниматься своим сотрудником и не учитывать множество его потребностей, особенно если мы берем во внимание концепцию «довольный сотрудник равно довольный клиент». Выживут компании с нормальной психологической средой, при которой, даже если есть внешние шоки, сотрудник чувствует, что он по-прежнему важен, его работу замечают и ценят.
Я рекомендую бизнесменам, кто сейчас буксует и не совсем понимает, как собраться и сфокусироваться и выдать четкие инструкции, начать в том числе делиться своей экспертизой с широкой аудиторией. Дело в том, что перед тем, как встать в зале и начать рассказывать что-то другим, придется систематизировать информацию. Плюс сам процесс требует и спокойствия, и отсутствия тревоги. Из руководителей сейчас будут выходить и коучи, и менторы, и коммуникаторы и, возможно, даже преподаватели.
Многие руководители рассказывают, что для стабилизации ситуации выбрали мобилизационный кадровый резерв, который помогает держать компанию на плаву. Людей для такой команды отбирали на основании таких черт как: стрессоустойчивость и жизнелюбие. Теперь то, насколько люди могут видеть в сложных ситуациях позитивное, и насколько они могут держать удар, имеет большое значение.
Кстати большая потребность в стрессоустойчивых и гибких людях есть почти во всех профессиях, где есть коммуникация с человеком. Креативный работник на конвейере не сильно нужен, но как только включается человеческий фактор — сразу нужно умение принимать нестандартные решения: сотрудник колл-центра не может быть не гибким, потому что у него 9 из 10 ситуаций — не соответствуют скрипту, который лежит перед ними.
Режим гомеостаза
Вопрос, как прийти в это состояние «антихрупкости», когда умеешь быстро «отряхнуться» при столкновении с какими-то трудностями и, преодолевая их, стать сильнее. Сейчас задача для каждого отдельного человека и для рабочих команд в целом — сокращать время на вхождение в состояние, которое я бы назвала режимом гомеостаза. Принципиально важно быстро возвращаться в рабочий режим, в котором вы умеете планировать, креативить, создавать, не нарушаете границы других людей, ведете себя адекватно ситуации. Кроме биологически обоснованной склонности человека к тому, чтобы быстро проживать стресс и возвращаться в рабочую повестку, есть несколько полезных практик.
Забота о себе
Первое и самое важное, что я готова повторять из раза в раз — это сначала позаботиться о себе и привести себя в рабочее состояние. Я много слышу о том, как некоторые люди бросились поддерживать других, и выгорают так, что теперь не справляются и со своими проблемами. Идея, что ваши батарейки должны быть заряжены — важна. Поэтому стоит следить за своим окружением, не ввязываться в дискуссии и диспуты и дома и на работе, полезно ограничить чтение новостей (например, 15 минут утром и 15 минут вечером).
Самурайское «Умри заранее». Для обретения баланса есть множество приемов. Например, я периодически представляю самый худший исход ситуации, который только может быть. Разрешаю себе отгоревать эту худшую ситуацию и иду дальше.
И рутина, и перспектива. Еще один хороший подход — создать себе установку: «прожить с достоинством день и запланировать завтрашний», это закрывает потребность в структурности и ясности. При этом я верю в то, что человек должен остаться в больших целях и мечтах и думать о будущем. То есть мозгу нужна одновременно и рутина, и перспектива. Мы так устроены, если ты не мечтаешь, значит у мозга нет точки навигации. Не мечтать сейчас просто вредно. А при планировании хорошо работает «принцип трех». Не надо писать список дел на трех листах. Выберите три самых важных дела, сделайте их, вычеркните и похвалите себя. Этого достаточно.
Стоицизм. Многим сейчас «не заходят» советы почитать даже самую мотивирующую современную литературу или посмотреть спектакль, например. Читать невозможно, в театр ходить тоже, кино смотреть сложно. Однако можно интересоваться вневременными вещами. Я предпочитаю опираться на тысячелетний опыт человечества и читать книги по философии. Например, стоицизм — это то, что позволяет найти опору в жизни и переживать трудные времена. Я с удовольствием читаю Массимо Пильюччи «Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека» и Джордана Питерсона «12 правил жизни. Противоядие от хаоса». Это чтение по странице в день, но оно того стоит.
Смотреть на ситуацию с разных сторон. Есть наглядная метафора. Когда человек танцует на танцполе, то видит только то, что позволяет ему его рост. Для того, чтобы посмотреть на всю ситуацию целиком, надо подняться на балкон. И только сверху ты видишь то, что происходит. Понимая это и учитывая этот фактор, можно избежать множества неверных выводов. Почаще выходите из рутины и смотрите на ситуацию со стороны и сверху. Увидите много интересного.
Создавать смысл самому. Бесполезно искать смысл жизни, его надо просто создавать своими руками каждый день. Если ты живешь такой философией и так смотришь на свою жизнь, она становится гораздо интереснее. И при необходимости всегда можно обратиться к хорошему психологу или коучу за помощью.
Что будет дальше
Известный канадский ученый, нейропсихолог Стивен Пинкер благодаря ряду исследований пришел к выводу, что человечество с каждым годом живет все лучше и лучше, и мне хочется в это верить.
В такой кризис — как на работе так и в личных взаимоотношениях — важно понимать, насколько люди разные, что они могут находиться в другой стадии принятия ситуации, очень многие не до конца пережили шок. Главное помнить, что иногда рецепт по поиску ресурса может быть совсем незатейливым — просто можно делать то, что нравится, «подкармливая» свою лимбическую систему, например: с любимой книжкой по стоицизму сесть на балконе и смотреть на происходящее максимально отстраненно.