Какие реальные действия в нынешних условиях неопределенности могут дать опору? Кто в текущей новой реальности чувствует себя наиболее устойчиво и защищенно, и куда двигаться в профессиональном смысле дальше? Одна из сфер, которая все больше и больше востребована — это IT. Мы поговорили c создательницей онлайн-курсов для цифрового творчества «Кодабра» Дарьей Абрамовой о том, может ли обучение детей IT стать основой антихрупкого будущего и оправдан ли хайп вокруг этого направления?
IT — это не только программирование
В каждую сферу нашей жизни так или иначе пришли технологии: будь то доставка пиццы или обслуживание в ресторане. Даже для того, чтобы создать простой стол, делают его 3D-модель. Поэтому обучение IT-специальностям дает множество возможностей и свободу выбора профессии. Причем внутри самой сферы есть немало направлений: это не только программирование, Big Data и умение разбираться в Web 3.0, но и дизайн, саунд-дизайн, видео и многое другое. В каждой из этих сфер можно осуществить прорыв, что скорее всего означает — еще больше новых специализаций, интересные задачи и, конечно, хороший заработок.
Мы преподаем детям предметы, связанные с IT, чтобы у них была опора, уверенность в том, что чем бы они ни хотели заниматься, и как бы мир ни развивался, они этот мир смогут познавать и развивать сами. Знания в IT — это как понимание английского языка, если ты его не знаешь, это очень сильно ограничивает твои возможности.
Плюс, ребенок, который учится на IT-специалиста, скорее всего будет более адаптивным, гибким и уверенным, ему легче будет решить, чем ему заниматься с учетом той ситуации, которая происходит в мире, поскольку он сможет подстроиться под текущие условия. Можно легко выбирать: направление работы, локацию, зарплату и то, в какой валюте она будет. Фактически, внешние шоки тебя не разрушают, и профессия дает определенного рода спокойствие.
Теорема Пифагора в восемь лет
Дети в семь лет могут изучать градусы, системы координат, складывать и вычитать отрицательные числа, а в восемь лет они могут интересоваться и знать теорему Пифагора — и это все не потому, что мы накачиваем их этой информацией, а потому, что они сами хотят что-то делать, и им нужны эти знания.
Детям до 10 лет хочется играть и реализовывать свою фантазию — и для обучения IT им больше подойдут такие игровые инструменты обучения, как кроссплатформенная игра Minecraft. В ней ребенок даже не понимает, что он учится, хотя на самом деле изучает серьезные вещи.
Потом можно работать уже на профессиональных платформах типа Unity, на платформах для саунд-дизайна, с профессиональными программами для 3D-моделирования, с которыми работают в реальных организациях.
В 14-16 лет дети уже изучают web-разработку, языки программирования Java, Python и многое другое. И здесь ключевое — не то, чтобы бежать за тем, что востребовано, но идти за тем, что человеку интересно. Не нужно рассказывать ребенку про криптовалюты, если ему не интересно.
Часто родители приводят детей на учебу, потому что последние много играют в компьютерные игры и мало учатся. Была история, когда папа записал к нам ребенка, который не очень любил математику, на обучение через игру Minecraft. Парень занимался около 2-х лет. Когда у него появился интерес к разработке игр, он перешел на обучение по этому направлению на Unity, потом постепенно его заинтересовало программирование, и он начал изучать Python. Неожиданно для ребенка оказалось, что для разработки игр нужно знать точные науки. В итоге он стал много заниматься математикой, перешел в 57-ю школу [одна из самых рейтинговых школ Москвы естественно-научного профиля, прим.ред], сейчас участвует в различных олимпиадах и целенаправленно изучает предмет. И таких случаев, когда человек из нелюбви к математике и конфликтов с родителями приходит учиться — много.
Бывает, что один из родителей выбирает для ребенка что-то сложное, например, самый популярный язык программирования Python, где нужна математика, но ребенку не нравится ходить на занятия. Просто программирование не всем подходит, поэтому всегда можно перенести разработку в игровой формат, где еще есть и 3D-моделирование: кода не так много, как в Python, а результат гораздо объемнее и ярче.
Почему ребенку легче учиться IT?
Легко ошибаться
Детям легко начать программировать, потому что они могут это делать, играя в Minecraft, а взрослым внутренне это позволить себе сложно, поэтому скорее они пойдут на какие-то курсы, где говорящая голова будет рассказывать, что надо делать. Детям проще ошибаться, а взрослому человеку сложнее пробираться через свои ошибки. А ошибка — это важно, с ними надо работать. Тот айтишник, который любит писать код, но не любит проверять за собой — не имеет ценности.
Гибкий мозг и готовность пробовать новое
В детском возрасте (в 10-15 лет) мышление гибче, взрослым чуть-чуть сложнее усваивать знания. Конечно, кто угодно может освоить что-то новое, но тут возникает вопрос во внутренней моральной готовности: например, иметь возможность подходить к специалистам, которые младше тебя, и спрашивать у них совета. Дети больше готовы пробовать новое, не ставя себе множество условий, поэтому им легче определить, чем они хотят заниматься.
Эмоциональность и открытость
Дети проявляют себя эмоциональнее: «выплакали» проблему и двигаются к решению. Кроме того, они обычно более открытые в коммуникации, легко общаются с людьми из других стран и на другом языке.
Какие направления можно выбрать?
IT-индустрия настолько широка, и в ней столько креативных направлений, что там в любой сфере любому человеку есть место. Вот несколько перспективных, к которым я советовала бы присмотреться.
— Метавселенная точно будет развиваться. В этом направлении будет интересно и дизайнерам, и инженерам и многим другим.
— Криптовалюты и блокчейн и все, что с этим связано. Дети, кстати, быстро осваивают эту сферу.
— Медицина интенсивно развивается, в этом направлении смогут применить себя инженеры, дизайнеры и определенная часть людей, которым интересно решать связанные с этим задачи.
— Информационная безопасность также будет перспективным направлением.
— Игровая разработка будет «на хайпе», детям, кстати, в радость писать и разрабатывать игры.
Есть еще множество направлений, но главное при выборе не популярность какого-то из них, а понимание, что вдохновляет и вызывает интерес, и какой будет результат твоего труда. И тогда все получится.