Что такое адаптация в медицине? О том, какие удивительные адаптивные возможности есть у организма человека – рассказывает Иван Дан, хирург-ортопед Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова (ЦИТО).
Адаптация
В человеческом организме меня поражают чудеса адаптации. При всей своей сложности и многогранности организм имеет множество вариантов по приспособлению к новым условиям. Например, есть много примеров адаптации в ортопедии (как при несовершенном остеогенезе, так и при многих других заболеваниях). Так, при деформации одного сегмента тела, другой может деформироваться в обратную сторону, чтобы в целом поддерживалась ось тела. Это очень характерно для сколиозов: когда искривление позвоночника в одной части компенсируется искривлением в другой. Так называемая дуга и противодуга деформации, что в целом при компенсации может обеспечивать нормальный баланс тела. Это пусть и не очень хорошая, но попытка тела человека приспособиться.
В рамках работы с последствиями мозговых и спинномозговых травм мы сталкиваемся с таким явлением, как гетеротопическая оссификация (нетипичное костеобразование) – когда суставы при спастике «запаиваются» костной тканью и в итоге в них прекращается движение. Однако на фоне этого прекращаются и спастические тонические контрактуры (ограничение нормальной подвижности в суставе) – то есть это попытка организма адаптироваться к порочному положению, которые вызывают неврологические нарушения. Правда, данное явление ограничивает движение, и конечно, совместно с нейрохирургами мы с этим активно боремся.
Возможности хирургии
Наш организм способен замещать одни функции другими во многих случаях. Наблюдаю, как у пациентов, у которых через некоторое количество лет после спинномозговой или черепно-мозговой травмы часть функций иннервации перебрасывается с одного пораженного сегмента на другой, или на фоне лечения изменяется патологическая дуга иннервации (аномально работающие нервы) и спастика значительно снижается. Это может происходить, когда пациенту ставят специальный аппарат, который непрерывно подает в его спинной мозг лекарство, чтобы снять тонус. Через три-четыре года постоянной работы эта патологическая дуга меняется, и человека можно снять с лекарства.
Хороший пример адаптации – переучивание мышц, например, при пересадке мышечных комплексов в микрохирургии. Бывает, что при травмах или заболеваниях происходит необратимое поражении нерва или необратимое поражение мышц. Например, при поражении стопы, когда она на себя не поднимается, а от себя опускается, можно провести операцию, при которой пересаживаются сгибатели мышц на место разгибателей. Далее человек с помощью реабилитации, электростимуляции и метода биологической обратной связи (помогает пациенту наглядно увидеть внутренние процессы организма, и при помощи специальных тренировок учит их регулировать) учит свои мышцы работать по-другому: в нашем случае, чтобы мышца-сгибатель выполняла функцию разгибания. По такому же принципу мышцу, которая отвечает за дыхание, можно пересадить для отведения плеча.
Здесь важен процесс обучения человека, его мышц и нервных волокон, и интересен сам принцип: возможность научиться по-новому, причем не так, как было раньше, а совсем по-другому, работать в другой функции. Понятно, что на стопроцентный уровень работы выйти сложно, это будет примерно 60-70% от предыдущих показателей, но и это уже – невероятный результат.
Воля к жизни
Мне очень много приходится работать с последствиями мозговых и спинномозговых травм и с адаптацией получивших эти травмы пациентов к передвижению, в том числе к инвалидной коляске. И я часто встречаю людей, чья стойкость духа меня восхищает. И эта стойкость помогает как врачам, так и самому пациенту достигнуть максимального результата в процессе адаптации. Один из самых ярких примеров – пловец-паралимпиец с нижним парапарезом (отсутствием движений и чувствительности ног), вынужденный передвигаться на инвалидной коляске. Но при этом он работает по 11-15 часов в сутки и занимается спортом, регулярно принимает участие в соревнованиях. Человек получает медали, готовится к международным турнирам и помогает всем остальным. Он все равно живет и работает. И таких людей достаточно много. Главное, чтобы у человека было желание жить, пусть даже и с ограниченными физическими возможностями, и заниматься чем-то интересным и важным для себя.