Этика — философская дисциплина, исследующая нравственность и мораль. Изучение проблем совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования занимало людей еще с V века до нашей эры. Как трансформировалась этика с тех времен и зачем она нам сегодня?
Юлия Богданова, старший менеджер КСО Кэпт, спикер Этического клуба БФ «Социальный навигатор», посвященного вопросам этики в корпоративной социальной ответственности
Этика — что это такое, как ее можно понимать сегодня?
С прагматичной точки зрения этика — это система, которая помогает отделять допустимое от недопустимого. Мы обозначаем, что для нас добро — это одно, а если это что-то другое — это не добро. Такой подход создает рамку, где нам удобно жить и не нужно больше передоговариваться. Этика — это своего рода линейка, на которой отмечены универсальные принципы о добре и зле.
Что происходит с этикой со временем? Я бы обратила внимание на то, что можно говорить о двух компонентах. Первый заключается в том, что есть что-то довольно постоянное, начиная с самого разделения на добро и зло. Большинство людей однозначно относятся к ряду вещей на уровне «здоровье лучше болезни», чаще о детях долго заботятся родители, а не выгоняют их на улицу, как надоедят и т.д. И это присуще человечеству уже очень давно. А есть вторая часть, которая меняется со временем в истории человека. Она охватывает огромное количество вопросов: с кем воевать, а с кем дружить, кого можно убить и за что, а кому можно разрешить почти все, что угодно, как относиться к слабым, кто может обладать силой и т.д. Очевидно, что контекст жизни людей очень сильно влияет на этику. Мне не близко понятие «новая этика», как осуждение или отмена любой «старой». Однако, если эти изменения экологичны и опираются на гуманитарные ценности, ведут наше человеческое общество вперед, то мне это очень интересно и важно.
Зачем она нужна?
Этика нужна прежде всего для того, чтобы оставаться человеком. Каждый интерпретирует это «оставаться человеком» для себя по-разному. Для меня это четкое операционное понимание, что другой человек такой же, как я. У нас с ним общего или похожего слишком много, чтобы не принимать это во внимание. Второе, я точно знаю, что каждый человек субъект своего выбора. И я понимаю, что любое действие или бездействие ведет к тем или иным последствиям. Поэтому очень важно понимать, какими они будут.
Этика крайне редко имеет ценность в моменте. Для меня критично следовать принципу «не навреди», а дальше, чем сложнее тема, тем важнее мне узнать контекст ситуации, чтобы принимать этичное решение. Например, у меня по соседству может жить кризисная семья. Скажем, я нередко вижу их ребенка, которого дома обижают, он плоховато одет, чумазый и очень худенький. Но, если я знаю, что его родители не причиняют ему явного вреда, насилия, заботятся как могут, а этот ребенок любит свою маму больше всего, я не буду предпринимать каких-то попыток вмешаться, ну разве что, в разговоре с мамой разок попробую лучше понять причины трудностей и расскажу про фонды. Просто я знаю, что условия жизни этого ребенка не идеальны, но в моей стране ничего лучше сегодня предложить на самом деле нельзя. Я не буду стучать в опеку, потому что это повысит до критических значений вероятность для ребенка потерять маму и семью и оказаться в детском доме. Я также не буду демонстрировать этой маме свои познания в психологии и других областях, чтобы она еще больше почувствовала свою неуспешность. Но, если у меня будут серьезные подозрения про опасное насилие и полное отсутствие сотрудничества со стороны семьи, я позвоню в полицию.
Основная задача этики — показать, если люди подходят к заранее установленным границам или их переходят, и лампочка «этики» начинает мигать, у нас появляется возможность сказать: «стоп, эта ситуация требует дополнительного внимания». По-большому счету учет этического вопроса при договоренностях дает ощущение безопасности, и не важно, это общественный договор для больших групп людей, или для какой-то маленькой группы.
Получается, этика — это опора для жизни?
Этику можно назвать своего рода опорой. Этика облегчает жизнь, если бы люди каждый раз тратили время на прояснение какой-то ситуации и производили бы выравнивание позиций, мы бы только этим и занимались. Когда же у группы есть правила и рамки относительно того, что допустимо, а что нет — это удобно. Соответственно, если по каким-то причинам вы хотите быть частью группы и понимаете ее правила, вы экономите огромное количество времени. Этика связана с социальным капиталом и влияет на снижение уровня трансакционных издержек. Там, где доверие высокое, там легче идут множество процессов — от общественных до экономических.
Какая бывает этика?
На личностном уровне этика — это что-то про добро и зло, она затрагивает отдельно каждого человека. Однако бывает еще и профессиональная этика, которая касается правил внутри некоторых профессий.
Например, для меня в отношении медицины выбор пациента, чтобы про это ни думал доктор, всегда в приоритете. Скажем, в ряде помогающих профессий по некоторым вопросам необходима четкая этическая позиция, как в ассистивных профессиях, где один человек помогает другому. Тот, кто помогает, делает все с учетом мнения своего клиента и не лезет вперед со своими идеями. В реабилитации маленьких детей недопустимы болезненные методы. Или нам бы очень помогло, если бы у полицейских в этическом кодексе было написано про приоритет защиты людей и гражданской жизни, по сравнению с применением силы. А применение силы было также очень строго регламентировано, вплоть до ситуаций, когда это нужно, как использовать ее с учетом возможного травматизма и т.д. В мире все это давно есть. Профессиональные сообщества врачей сотрудничают с полицейскими, чтобы делиться знаниями и снижать, например, травматизм при задержании.
Этический кодекс организации помогает очень быстро соотносить, что допустимо в рамках работы, а что нет. Часто кодекс не может вместить в себя ответы на все вопросы, жизнь так сложна, что иметь правила, которые подойдут всегда и всем — просто невозможно. Для этого и существуют этические комитеты, которые помогают взглянуть на ситуацию с разных сторон.
В США в этическом кодексе медсестер и врачей написано, что их специальность существует для спасения жизней. Таким образом, работа в тюрьмах, куда приглашают врачей для осуществлении смертной казни, становится однозначно неэтичной. И это помогает некоторым докторам, которым власть предлагает присутствовать при казни, сказать: «нет, я не могу, потому что я нарушу этический кодекс своей специальности» и отказаться от участия.
Профессиональная этика защищает сообщество работников как институциональную ценность. Профессиональные сообщества могут стать огромными агентами влияния. Так, принадлежность к группе иногда становится важнее, чем деньги. Вы сейчас заработали 1 млн долларов от властей, но потом вы не вернетесь в сообщество, а станете чужим, потому что нарушили этические принципы. Кстати, тем же врачам очень важно быть принятым в профессиональную группу в том числе и для осуществления своей деятельности: науку не может двигать один человек, это невозможно.
А что, если находиться в группе вам не позволяют ваши личные этические представления? Выйдешь — будешь один, останешься — предашь себя. Как поступать?
Я не очень верю, что бывает правильный ответ на сложные вопросы. Каждая из стратегий имеет место быть в разных ситуациях. И плюс сами люди разные. Бывают такие, которые очень нуждаются в других, которые физически не могут быть одни. Такому человеку не станет легче, если он останется одиноким героем. Для некоторых людей одиночество — невыносимо буквально на физическом уровне. Тогда такая стратегия не будет работать. При этом есть другие люди, для которых быть одному — даже плюс.
Всегда есть альтернативные варианты. Но выход из группы может быть не физическим, а на уровне внутренней эмиграции. В СССР огромное количество людей на работе с 9:00 до 18:00 были классическими советскими людьми, а за границами рабочего пространства вели совсем другую жизнь и совсем по-другому высказывались. За счет того, что мы высокодиверсифицированные существа, мы хорошо адаптируемся к различным внешним условиям. В бытовой жизни это тоже видно. Например, если в паре люди могут договариваться, они могут общаться с совершенно разными друзьями с различными интересами.
То есть это гибкая этика такая?
Нет, люди договариваются о том, что для них критически важно. Я думаю, тут можно привести в пример межнациональные браки. То есть общее все равно есть, вроде «не убивай, не укради», эти ценности довольно универсальные для всех людей, а в остальном возможны разные варианты действий и договоренностей. Но эта гибкость будет очень разная, например, в странах, которые находятся в сильном кризисе, многим приходится делать сложный выбор. Можно вернуться к теме внутренней эмиграции. Человек может практически полностью оборвать связи с внешней жизнью, но при этом остаться при своих принципах. Кто-то пишет книги, кто-то пишет письма, может даже в стол. Человек делает все для того, чтобы не участвовать в том зле, которое видит.
И еще — у мира есть глобальное милосердие. Людей, которым нужна помощь, достаточно в любом обществе. И если человек умен, он сможет вырезать непринимаемый кусок жизни, чтобы пересечение со злом было бы минимальным и продолжать делать хорошие дела в другом формате. Он может уехать в глухую деревню, которая при любой власти живет одинаково плохо, и стать фельдшером, механиком, учителем, кем угодно. Он точно сохранит свои ценности.
В каких произведениях затрагивается этический выбор и этический вопрос?
Вся мировая литература про этические выборы, и в биографиях любимых авторов тоже есть интересные истории. Недавно я слушала биографию писательницы Людмилы Улицкой. Когда-то она работала генетиком в НИИ, в один из дней ей надо было прийти на собрание и проголосовать против человека. Она не хотела этого делать и решила, что сядет около выхода и когда будет голосование — просто незаметно выйдет. Однако дверь, через которую она хотела ускользнуть — была закрыта. Но она все равно приняла решение уйти, прошла через весь зал к другой двери, зная, что за этим последует и ее увольнение. В конечном счете, ей пришлось уйти из профессии. Но в итоге человечество только выиграло. И то, к чему она нам позволила прикоснуться через свои книги, это большой подарок.
Любые произведения про отношения людей, проблемы общества всегда связаны с этикой. Мне кажется, просто стоит обращать внимание на те или иные выборы героев любимых книг, почему человек сделал или не сделал то или иное? В детстве для меня очень важной была книга «Два капитана» Вениамина Каверина. Как ни странно, определенные фрагменты я перечитываю до сих пор. Сейчас я люблю больше книги non-fiction, которые помогают на основе современных научных данных понимать причины того или иного поведения людей: в этом списке книги Стивена Пинкера, Роберта Сапольски, Паскаля Буайе. Но, если вам это скучно, не мучайте себя и читайте то, что интересно, дарит радость и отвечает на ваши вопросы!
А зачем людям вообще знать что-то про этику?
Если посмотреть на жизнь человека, то оказывается, тема выбора и этики гораздо ближе каждому из нас, чем кажется на первый взгляд. Например, родители обещают собаку ребенку, когда он вырастет. Он вырос и просит собаку. А родители ему в ответ «ну это же я так сказал» — и не сдержали обещание. Такие вещи важно распознавать и уметь принимать для себя решение — как с этим обходиться дальше.
Сейчас такое время, когда людям следует почаще задавать себе этические вопросы, например, что такое подлость, и что они будут делать, когда подлость придет к ним очень близко, домой. Как они будут реагировать на встречу с ней?
В детстве, когда мы в семье смотрели фильмы или читали книги, со мной на темы этики разговаривала мама. Это вырабатывает некоторую внутреннюю настороженность, которая помогает видеть не совсем этичные вещи. Наш фокус был на том, что есть вещи недопустимые: важно быть готовыми к ним и понимать, когда что-то перестает быть допустимыми, когда ты должен принять решение исходя из своих представлениях об этических нормах.