Этот вопрос зачастую беспокоит наших подопечных. Поездки в общественном транспорте для них зачастую связаны большими неудобствами и риском травмы, к тому же во многих населённых пунктах транспорт ходит плохо, а улицы и автобусы не приспособлены для людей с двигательной инвалидностью. Остаётся одна надежда — на возможность сесть за руль и так обрести свободу передвижения.
Среди взрослых «хрупких» есть те, кто уже много лет за рулём. Один из них — Алексей Боровинский. Мы поговорили с ним и спросили об обучении вождению, о трудностях в процессе управления автомобилем и о том, зачем вообще «хрупкому» человеку иметь водительские права.
— Есть ли какие-то особенности получения прав для людей с НО?
— Особенностей никаких нет — просто вы обучаетесь, как обычно. Единственное, я сам учился очень давно. Это было было в 2000 году — аж 24 года прошло. Тогда я подавал заявку на автомобиль с ручным управлением и учился на специальном адаптированном «Москвиче». В автошколу приезжал сам, но у метро меня встречали. Это был район метро «Коломенская», и вот там я и колесил по Нагатинскому затону. В общем, отучился, правила дорожного движения выучил и получил права.
— Сталкивались ли вы с какими-то проблемами или трудностями в процессе обучения или сдачи экзамена по причине инвалидности?
— Да, я маленького роста и у меня не гнутся конечности, но я как-то приспособился. Привозил с собой подушку, снимал обувь, потому что ноги у меня удобно не помещались, и прятал её под педали. Инструктор попался очень любезный, и он даже выходил из машины, поднимал и клал ее на заднее. Когда я уже заканчивал процесс вождения, он мне подавал обувь обратно, так что было очень комфортно и удобно. В целом особых трудностей не было.
— Должен ли автомобиль, который водит человек с инвалидностью, быть оборудован каким-то особым образом? Если да, в чём особенность? Например, люди с НО часто бывают небольшого роста, как это компенсировать, чтобы было удобнее?
— Как я уже сказал, я лично приспособил для себя подушку. Сейчас тоже всегда подкладываю ее под таз и под спину. Мне довольно удобно. А в целом удобство управления автомобилем зависит от конкретных особенностей организма. Кому-то подойдёт самый обычный, а кому-то будет удобнее с ручным управлением.
— Водите ли вы сейчас? Если да, то как считаете, в чём наличие прав и навык вождения помогают вам в повседневной жизни?
— Конечно, я вожу и без этого никак не могу. Намного проще, когда есть машина. У меня такое заболевание, что я не могу влезть в общественный транспорт без посторонней помощи. Хоть сейчас многие автобусы и низкопольные, всё равно это очень проблемно. У меня уже не первая машина, я их обновляю, стараюсь следить за ними. Это удобно в том числе и для того, чтобы ездить на дальние расстояния.
— Есть ли какие-то советы, которые вы могли бы дать другим «хрупким» людям, которые хотят водить машину, но боятся к этому подступиться?
— Совет такой: тут только практика и только личное вождение. Чего бояться? Если права уже есть, надо их не класть в тумбочку, а всё-таки пытаться их использовать ежедневно. Особенно если у вас ещё нет своей машины, но есть у ваших родителей или других родственников. Когда я был в лагере для «хрупких», то предложил некоторым старшим ребятам сесть за руль. Мы там немного покатались на площади. Думаю, им было очень полезно, и впечатление осталось у них надолго. Это ведь такой стимул, такой толчок к тому, чтобы стать более самостоятельными.
Разумеется, за рулём нужно обязательно соблюдать меры безопасности, пристёгивать ремни. Сначала, если мало опыта, нужно не спешить, ехать медленно. У меня был такой опыт. Когда я ездил на своей первой машине, то попал в аварию, потому что был неопытный, зазевался. Передо мной ехала машина, подрезала, и я в неё въехал. Была большая травма, переломался, конечно, в кавычках, «очень хорошо». Долго был лежачим, как-то потом собирал деньги, восстанавливал машину… Но это было ещё в 2000 году, и теперь я всем желаю не бояться и пробовать.
Движение сейчас, конечно, особенно в Москве… В общем, самая лучшая школа — это Москва. Как только ты её прошел, тебе уже нигде не страшно в регионах. Поэтому, если кто живёт в Москве, им, конечно водить, водить и водить. Аккуратно и смотреть всегда в оба, быть внимательнее и следить за своей безопасностью.
Контактная информация автошкол и центров социальной реабилитации, оказывающих услуги по обучению людей с инвалидностью вождению автомобиля в регионах России доступна по ссылке.