Пётр Станиславович Введенский — кандидат медицинских наук, хирург, детский травматолог-ортопед и, конечно, доктор, которого хорошо знают многие наши подопечные с несовершенным остеогенезом и другой костной патологией. Пётр Станиславович оперирует детей с заболеваниями костей уже более тридцати лет, и всё это время не перестаёт учиться и совершенствоваться. Сейчас он работает в отделении травматологии и ортопедии Университетской клиники ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России в Нижнем Новгороде.
В 2019 году Пётр Станиславович провёл первую в России операцию по исправлению врождённого ложного сустава по методу Пейли. Мы задали ему несколько вопросов о лечении пациентов с этой редкой патологией и об инновационной методике, которая сейчас применяется в том числе и в нашей стране.
— Пётр Станиславович, как давно вы занимаетесь лечением ложного сустава костей голени?
Я занимаюсь лечением детей с врожденным ложным суставом костей голени на протяжении всей своей трудовой жизни — с тех пор как начал заниматься детской ортопедией.
Результаты лечения далеко не всегда удовлетворяли нас. До недавнего времени мы использовали в основном методику Илизарова: выполняли экономную резекцию ложного сустава, остеосинтез костей голени аппаратом Илизарова. Сращение большеберцовой кости наступало примерно в 80% случаев, однако через некоторое время у почти у половины пациентов наступал рецидив заболевания, что требовало проведения повторной операции — и зачастую не одной. Поэтому мы стали искать более совершенные решения и нашли предложенную доктором Пейли новую технологию «cross-union». Эта методика является наиболее комплексной и эффективной на сегодняшний день.
— Из каких этапов состоит этот метод?
Методика доктора Пейли «cross-union» предполагает достижение перекрёстного сращения берцовых костей голени и состоит из нескольких этапов. Первый этап предполагает медикаментозное воздействие: за две недели перед основным оперативным вмешательством мы выполняем внутривенное вливание препарата «Акласта» (золедроновая кислота). Препарат препятствует резорбции костной ткани, в том числе и аутотрансплантата, который мы укладываем между берцовыми костями. Следующий этап — хирургический. Выполняем резекцию костных фрагментов в области ложного сустава, удаляем патологически изменённые ткани (рубцовую ткань, изменённую надкостницу, гамартому). Гамартома — это фиброзная ткань, узел нейрофиброматоза, собственно, то, что и вызывает ложный сустав костей у больных с нейрофиброматозом. Потом мы выполняем остеосинтез большеберцовой кости штифтом Fassier-Duval, а малоберцовой кости — спицей Киршнера. Забираем губчатую кость из крыла и тела подвздошной кости, надкостницу — с поверхности крыла подвздошной кости, чтобы использовать их в качестве аутотрансплантатов. Оборачиваем надкостницей большеберцовую кость в области контакта костных фрагментов и укладываем губчатую костную ткань вокруг в пространство между малой и большой берцовыми костями. В завершение дополнительно выполняем остеосинтез большеберцовой кости аппаратом Илизарова или реконструктивной титановой пластинкой. Консолидация (сращение) костей голени и формирование межберцового синостоза наступает в сроки от 4 до 6 месяцев. В результате этого вмешательства аутотрансплантат перестраивается в костную ткань с формированием синостоза большой и малой берцовых костей, что увеличивает поперечное сечение кости на проблемном уровне, а стало быть, её прочность. Аппарат Илизарова демонтируем через 4–6 месяцев и ещё раз проводим вливание золедроновой кислоты, чтобы препятствовать процессам резорбции, тем самым усиливая процесс остеогенеза.
— Как живёт ребёнок после снятия аппарата Илизарова?
По достижении сращения костей и формирования синостоза мы разрешаем нагрузку на конечность в специальном ортопедическом туторе, который пациенты должны носить в течение нескольких последующих лет в зависимости от конкретной ситуации. Это необходимо для предотвращения перегрузки кости и возникновения переломов в области достигнутого сращения при непредвиденных ситуациях. Телескопический стержень Fassier-Duval по мере роста большеберцовой кости раздвигается и сохраняет армирующую функцию кости. Это так называемый «растущий стержень».
— Наступает ли момент, когда пациент снимает тутор на совсем и может обходиться без него?
Что касается тутора, тут всё зависит от каждой конкретной ситуации — от размеров кости, её толщины, от возраста и т. д. При наличии прочного костного сращения спустя 2–3 года тутор можно снять.
Телескопический стержень сохраняется до подросткового возраста, и уже тогда мы решаем, есть ли необходимость в дальнейшем армировании кости. Если необходимости нет, то мы удаляем телескопический стержень. Если есть необходимость армирования в дальнейшем, то мы ставим уже взрослые интрамедуллярные конструкции на длительный период времени.
— Происходит ли обмен опытом между российскими специалистами по лечению врождённого ложного сустава, делают ли операции по методу Пейли в других российских клиниках?
Мы начали применять эту методику чуть больше четырёх лет назад первые в стране и на данный момент пролечили 13 детей. Эту методику только что стали использовать в НЦЗД в Москве и в Клинике высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова — в прошлом году прооперировали первых пациентов. Так что метод начинает распространяться по России.
— Сможет ли ребенок после операций по методу Пейли полностью забыть о проблеме ложного сустава?
— Задача номер один, которую мы решаем, — ликвидация ложного сустава, достижение сращения берцовых костей и восстановление опороспособности конечности. Метод Дрора Пейли позволяет достигнуть этой цели практически у всех пациентов. К сожалению, пациент с врождённым ложным суставом костей голени в большинстве случаев после успешно выполненного лечения по методу Пейли не может полностью забыть о своем заболевании. В первую очередь больные в течение нескольких лет должны соблюдать охранительный режим — пациентам необходимо носить на конечности шарнирные ортопедические ортезы, защищающие проблемную зону от перегрузок во время травмоопасных ситуаций. С периодичностью 2–3 года необходима замена телескопического стержня Fassier-Duval, когда он вырабатывает свой ресурс раздвижения. У многих больных приходится решать ряд сопутствующих проблем — устранять укорочение и деформации голени, которые зачастую сопровождают заболевание.
Если говорить о положительных исходах данного метода, можно сказать так. Этот показатель рассчитывается при количестве наблюдений более 100. Доктор Пейли прооперировал около 50 пациентов с данной патологией и все с положительным результатом. Мы пролечили 13 пациентов по данной методике и добились ликвидации ложного сустава у 12 детей. У одного пациента не удалось сразу получить положительный результат, он готовится к повторному оперативному вмешательству.
— Есть ли альтернативы методу доктора Пейли в России и в мире на данный момент?
За последние сто лет предложено достаточно много способов лечения врождённого ложного сустава, но технология Пейли наиболее совершенна на данный момент, она включает в себя все лучшие стороны предыдущих методик.
— Есть ли какие-то новости в лечении врождённого ложного сустава?
Методика, о которой мы с вами говорим, — это на данный момент самая современная технология лечения, которая даёт лучшие результаты. Чего-то более совершенного пока ещё не предложено.
Если вам или кому-то из ваших близких пришлось столкнуться с проблемой врождённого ложного сустава, вы всегда можете обратиться к нам за помощью. Пишите на e-mail info@hrupkie.ru, ваше письмо не останется без ответа!